Артист Бугурусланского театра Эдуард Женихов: «Полёт Хлестакова»

Сегодня мы разговариваем с молодым артистом Бугурусланского театра Эдуардом Жениховым. После громкой премьеры «Ревизора» в которой он сыграл Хлестакова, артисту прочат успешную карьеру и, быть может, далеко за пределами Оренбуржья. В спектакле, на наш взгляд, ему особенно удалась «сцена полёта». То есть та самая сцена, где разгорячённый собственным честолюбивым враньём и крепкими напитками Хлестаков доходит до безумия в своей лжи. Уж и с Пушкиным он «на дружеской ноге», и сам «государственный совет его боится».

Именно об этой сцене говорил Гоголь, когда объяснял в чём суть Хлестакова.

– Он просто глуп, болтает потому только, что видит, что его расположены слушать; врёт, потому что плотно позавтракал и выпил порядочного вина, – писал Николай Васильевич. – Сцена, в которой он завирается, должна обратить особое внимание. Каждое слово его, то есть фраза или речение, есть экспромт совершенно не ожиданный и потому должно выражаться отрывисто… он должен только раскраснеться и выражаться ещё неожиданнее и, чем далее, громче и громче…

В этой своей эйфории Хлестаков бугурусланской версии идёт в зал. И ведь распирает этого проныру так, что публика верит.

Хлестаков – это кто?

– Персонаж «без царя в голове». Сначала он говорит, потом думает, а может и не думает вообще. «Я с Пушкиным на дружеской ноге», как можно это сказать? Ему всё равно, он знает, что скоро уедет и не думает о последствиях.  

Этот персонаж похож на тебя?

– Нет, ни в коем случае… Ну, конечно, у каждого бывают какие-то ситуации, но я всё-таки стараюсь думать о последствиях. Учитель по драматургии нам как-то сказал: «Знаете, что было с Хлестаковым? Его же убили потом». Есть даже такие трактовки пьесы. Один режиссёр поставил пьесу так, что в финале Городничий его действительно убивает. Но это не мой образ совершенно.

Образ мышления Хлестакова, пристрастие к кутежам, «лёгкой жизни» скорее свойственен богатым «сынками». Такие истории мы часто слышим, к сожалению, в средствах массовой информации. Но с простым бедным человеком, я думаю, это не могло бы произойти в наше время.

Ты же сам приехал работать в Бугуруслан из Челябинска, ощущаешь себя в некоем «уездном городке»?

– Я приехал из Челябинска, это в 2018-ом году 1 декабря, как сейчас помню. Когда я впервые услышал слово Бугуруслан, я подумал, а вообще такой город существует? Но здесь меня очень тепло приняли. Меня сразу ввели в роль ­Трубадура в «Бременских музыкантах», Роберта в «Брачном договоре». Эти спектакли были уже готовы, меня просто ввели в роли. А первая работа с режиссёром Вячеславом Сорокиным была именно над «Ревизором». Я очень боялся встречи с ним, всё-таки известный режиссёр из Москвы. Оказалось, мои опасения напрасны, работать было очень легко. Мы сразу же определились, что будем следовать классической интерпретации пьесы. У актёров есть такое понятие, твой это режиссёр или нет. Бывает, если вы не сходитесь во взглядах, трактовках, даже не хочется на репетицию приходить. Но здесь всё было наоборот. Атмосфера на площадке была прекрасная.

У тебя есть роль мечты?

– Не поверите, я, когда учился в школе и впервые прочитал «Ревизора» хотел сыграть слугу. Простой такой, спокойный, а в итоге попался мне Хлестаков. И ещё одно совпадение. В детстве я не особо любил читать. Но именно Гоголь был тем автором, который мне понравился, я даже маме говорил: «Как интересно его читать, столько мистики!».

Ориентировался ли ты на игру какого-то актёра перед работой над «Ревизором»?

– Есть такой артистический приём, если не можешь создать роль, представь, как бы её сыграл твой любимый актёр. К счастью, Андрей Миронов, которым я восхищаюсь, тоже играл Хлестакова. Но я бы не сказал, что наши трактовки похожи. У меня более активный, живой персонаж (смеётся).

И главное – скромный. Актёр – мужская профессия?

– Если вспомнить, что в греческие театры даже не пускали женщин и пьесы писались для мужчин, то всё-таки да. Это мужская профессия. Женщинам здесь не место.

Думаешь ли ты о режиссуре?

– Режиссура – это очень ответственно. Он же за всё отвечает, что происходит на сцене. Актёр – существо скорее подневольное, от этого ему легче. Я пока занимаюсь только режиссурой своих ролей, образов, которые я играю.

Как зрители приняли «Ревизора»?

– Зрители реагировали бурно. Мы переживали, как они к спектаклю отнесутся, это же классика. А приходила в основном молодёжь, студенты. И очень живо реагировали. Я считаю, что это победа! На всех спектаклях были полные залы. У нас есть знакомый полицейский, заядлый театрал. Он всё удивлялся: «как же это актуально, как похоже на нынешнее время». Обидно бывает, что город маленький, и этот спектакль увидели немногие.

Благоговеет и побаивается столичных режиссёров, ну практически Хлестаков! Шутка конечно, смотрите спектакль. Узнавайте себя. И конечно мы желаем успешного творческого полёта Эдуарду Женихову, невероятно талантливому молодому актёру, и чтобы в его жизни было как можно меньше совпадений с жизнью так удачно сыгранного персонажа.

Перейти к просмотру «Ревизор» акт 1

Перейти к просмотру «Ревизор» акт 2

 

Партнеры

Министерство культуры РФ
Правительство Оренбургской области
Министерство финансов Оренбургской области
Город Оренбург Официальный портал
Оренинформ
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.