#Этотдень В этот день 114 лет назад родился татарский театр

3 декабря 1905 года открылся Оренбургский татарский театр. Именно в нашем городе появилась первая в стране труппа, играющая на татарском языке. Её организовал Ильяс Кудашёв-Ашказарский. «Родился я на железнодорожной станции Ново-Сергиевка Самаро-Оренбургской железной дороги», – значится в его автобиографии. После окончания Казанской школы он возвращается в Оренбург и предпринимает первые попытки создания труппы «Мусульманская драма и мелодрама». 

Небольшая, но сильная группа актёров-любителей с энтузиазмом взялась за постановку пьесы Островского «Ученье – свет, неученье – тьма». Ашказарский сам перевел её на татарский язык. Действие пьесы он перенес в татарскую среду, а всем персонажам дал татарские имена.

Труппа готовилась к премьере с полной самоотдачей. Были созданы декорации и костюмы, приглашён оркестр струнных инструментов, который в антракте должен был исполнять «восточные пьесы». Первая комедия на татарском языке игралась в один вечер со спектаклями на русском. Сначала труппа Кудашёва-Ашказарского должна была представить «Горе от ума» (в роли Чацкого – Кудашёв-Ашказарский). Во втором отделении – «Ревизора» тоже на русском языке. В этой пьесе постановщик играл Хлестакова. А после – «Свет и тьма» на татарском языке, так переименовали пьесу Островского «Ученье – свет, неученье – тьма». На десерт зрителей небывалой премьеры ждал показ «живых фотографий» братьев Люмьер.

Синематограф демонстрировал новые фильмы. День премьеры был назначен на 3 декабря 1905 года. Организаторы продумали всё до мелочей. Например, бельэтаж Городского театра, предназначался для женщин-мусульманок и был оснащён «вуальными» шторами, позволяющими скрывать лица. Вход в зал для них был совершенно изолирован от мужчин. Прислуга предполагалась исключительно из русских девушек.

Обычаи начала XX века запрещали женщинам из исламских семей появляться в обществе с открытыми лицами, бывать в театрах и общаться с посторонними мужчинами. Кудашёв-Ашказарский совершил небывалое. В оренбургской труппе играли трое или больше женщин-мусульманок. Именно этот факт не дал-таки свершиться премьере 3 декабря.

Разыгрался крупный скандал, мусульманское духовенство воспротивилось показу, и спектакль не состоялся. Тем не менее, именно 3 декабря 1905 года артисты татарского театра Оренбурга считают днём рождения своего театра. Чудом сохранились афиша того-самого несостоявшегося спектакля и газетная вырезка, подтверждающие, что именно здесь, в Оренбурге рождался первый татарский театр. После скандала труппа вынуждена была играть в частных домах и вскоре отправилась на гастроли по Поволжью. Вскоре она сменит название на короткое и звучное «Сайяр», что означает «странствующая» (по легенде, это название предложил Габдулла Тукай, друживший со многими артистами). И оно окажется пророческим. Долгое время у артистов не будет постоянного пристанища. Но именно эти кочевые годы дадут фундамент для национальных театров других городов.

Спектакли гастролёров были встречены с интересом. В Нижнем Новгороде в труппу вступила актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Волею судьбы там же, на Макарьевской ярмарке, где выступали татарские артисты, окажется в поисках работы молодой человек по имени Габдулла Кариев. С ярмарки он уедет вместе с труппой и всю оставшуюся жизнь (увы, недолгую) посвятит татарскому театру. В 1907 году артисты гастролируют уже в Москве в саду «Аквариум». В газетных материалах тех лет отмечалось, что труппа хорошо сыграна и ставит целью борьбу с безграмотностью мусульманского населения. Также особого внимания удостоился тот факт, что на сцене играли артистки-магометанки. Это воспринималось как смелый протест против закостенелых обычаев. После короткой передышки актеры вновь грузили на телегу свой нехитрый домашний скарб, служивший одновременно реквизитом и колесили по российскому бездорожью – от одной деревни к другой, с ярмарки до ярмарки. Главным богатством «Сайяра» были сами актеры-самородки, которые играли по наитию, руководствуясь каким-то шестым чувством. Оно подсказывало им, где кончается правдоподобие, имитация жизни и начинается художественная правда. В репертуаре труппы были пьесы Камала, Амирхана, Исхаки, русская (Гоголь, Островский) и зарубежная классика. Именно эта плеяда – Кудашев-Ашказарский, Муртазин-Иманский, Гиззатуллина-Волжская и Кариев стояла у истоков татарского профессионального театра. Каждый из них был яркой и разносторонне-одаренной творческой личностью. Кудашев-Ашказарский, кроме того, что был актером и талантливым антрепренером, прекрасно пел, играл на нескольких музыкальных инструментах.

Габдулла Кариев в одном лице был художественным руководителем, режиссером и ведущим актером труппы. Все, кто видел его на сцене, отмечали, что он не играл, а «жил» в образе. Внешность Гиззатуллиной-Волжской была под стать тем лирическим героиням, которых она играла. Невысокого роста, хрупкая, с большими выразительными глазами, красивым грудным голосом она стала первой известной актрисой татарского театра. Не секрет, что в числе поклонников ее таланта и женской красоты был Габдулла Тукай, посвятивший ей вдохновенные поэтические строки. Каждый из них отдавал себя театру целиком, без остатка…

Партнеры

Министерство культуры РФ
Правительство Оренбургской области
Министерство финансов Оренбургской области
Город Оренбург Официальный портал
Оренинформ
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.